О порядке обращения с ртутьсодержащими отходами

Действующее законодательство предусматривает особый порядок сбора, транспортирования, утилизации и обезвреживания отходов, представляющих опасность для человека и окружающей среды, к которым в том числе отнесены ртутьсодержащие отходы. Томская межрайонная природоохранная прокуратура информирует, что в настоящее время применение люминесцентных и других ртутьсодержащих ламп как источников света – явление очень популярное ввиду очень низкого энергопотребления. Вместе с тем такие лампы таят в себе и серьезную опасность для всего живого.

В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, имеющие код 4 71 101 01 52 1, отнесены к отходам I класса опасности (чрезвычайно опасные отходы).

Количество ртути в отработанной лампе может варьироваться в зависимости от вида лампочки и обычно составляет в среднем 3-5 мг на единицу изделия.

Опасность отработанных и деформированных ламп обусловлена значительным негативным воздействием ртути и ее паров на человека и другие живые организмы. Последствия для здоровья человека могут быть самыми разными: от головных болей и утомляемости до летального исхода.

Просто выбрасывать такие источники света в мусорный контейнер нельзя, поскольку ртуть проникает сначала в грунт, затем в воду, впоследствии это вещество может отравить растения и попасть в организм человека. В этой связи, зная требования по обращению с ртутьсодержащими отходами, можно снизить количество опасных веществ, проникающих в почву, а также обеспечить экологическую безопасность.

Сбор и правильная утилизация ртутьсодержащих ламп – обязательная мера по обеспечению безопасности в жилых и нежилых помещениях.

В многоквартирных жилых домах вопросы организации мест для накопления, а также накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачи в специализированные организации возложены на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества в домах. Указанная обязанность продиктована пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В других случаях порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами определен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, в соответствии с которыми вопросы организации сбора и определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, а также их информирования возложены на органы местного самоуправления.

При нарушении целостности корпуса осветительного элемента или по окончании срока его службы ртутьсодержащие лампочки утилизируются сразу или подлежат временному накоплению в специально оборудованном закрытом контейнере с дальнейшим решением вопроса по их транспортировке и утилизации специализированными организациями.

Управляющие компании, специализированные организации должны обеспечить условия для накопления и возможного хранения указанных опасных отходов. Складирование отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. При этом не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. В частности, с целью контроля назначается ответственное лицо, которое должно вести журнал. Этот документ должен содержать информацию о движении отходов (поступлении и передаче). Впоследствии передача отработанных ртутьсодержащих отходов должна производиться специализированным организациям с целью их дальнейшей утилизации, обезвреживания.

При этом согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ртутьсодержащих отходов подлежит обязательному лицензированию.

В связи с чем, решая вопрос о сдаче ртутьсодержащих отходов, необходимо выяснять наличие у организаций, специализирующихся на этом, необходимой лицензии на осуществление указанного вида деятельности.

Соблюдая указанные требования законодательства, можно обеспечить надлежащую реализацию права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду в целях нынешнего и будущих поколений людей.

Следует отметить, что за осуществление указанной предпринимательской деятельности без лицензии частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в том числе ртутьсодержащими, статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.