Статья в газете «Томские новости». Интервью Владислава Третьякова

Финансирование мероприятий нацио­нального проекта «Экология» составило в 2019 году 180 млн руб­лей. Об этом сообщил на прошлой неделе Сергей Жвачкин, выступая с ежегодным отчетом о работе исполнительной власти.

Губернаторский квартал

– С прошлого года в рамках национального проекта заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, – напомнил депутатам губернатор Сергей Жвачкин. – Как и в целом по стране, в нашей области мусорная реформа началась с пробуксовки: с несостоявшихся аукционов, с конфликтов между региональным оператором и прежними участниками рынка. А самое недопустимое – с необоснованных тарифов за новую коммунальную услугу и с переполненных контейнеров.

Тогда глава региона принял два решения: снизить тарифы для населения и выделить дополнительные деньги на приобретение мусорных контейнеров и оборудование контейнерных площадок. Как вскоре выяснилось, это был верный шаг.

Интерес к раздельному сбору мусора рождается у самих людей, а не диктуется свыше. В Томске создаются целые движения по раздельному сбору ТКО, и задача власти вместе с бизнесом – эти народные инициативы поддержать.

Сергей Жвачкин, губернатор Томской области

– Реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами в России и в Томской области назрела давно, и с этим никто не спорит. Но я посчитал недопустимым перекладывать финансовое бремя на плечи граждан и требовать плату за услугу, оказанную с неудовлетворительным качеством. Сегодня реформа вошла в свое русло. Региональные операторы включились в работу. Улучшается финансовая дисциплина граждан и организаций. Пусть не сразу и не везде, но меняется отношение людей к окружающей среде, – отметил глава региона.

Незадолго до отчета Сергей Жвачкин утвердил дорожную карту по введению раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Томской области. В этом документе детально расписано, что и когда обязываются сделать органы государственной власти и местного самоуправления. Например, в этом году – утвердить порядок накопления ТКО (в том числе раздельного), места первичного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и выявить потребность в контейнерах для раздельного сбора.

Специалисты рассчитают нормативы, в каждом районе утвердят перечень отходов, которые могут быть направлены на переработку или утилизацию, и внесут изменения в территориальную схему обращения с отходами в Томской области.

Завершающим мероприятием дорожной карты в 2022 году станет ввод в эксплуатацию мусоросортировочных комплексов в Томске, селах Мельниково и Бакчар.

В поисках утраченного времени

Все это, конечно, здорово и отлично, но… почему так поздно? Этот вопрос мы задали начальнику отдела по обращению с отходами и экспертизе Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Владиславу Третьякову.

– Владислав Михайлович, как случилось, что Томск, бывший флагман, сегодня отстает от других российских регионов? Не будем говорить об экологии вообще, это большая и сложная тема, но хотя бы в реализации мусорной реформы?

– А с чего вы взяли, что мы отстаем? Я бы сказал, что по крайней мере среди сибирских регионов мы выглядим вполне достойно. У нас хотя бы в областном центре полигон есть. Далеко не все могут этим похвастаться. В Иркутске, например, его нет.

– И все же. В начале века я вместе с группой томичей во главе с тогдашним начальником департамента Александром Адамом побывала в Великобритании, где нас, в частности, знакомили с системой раздельного сбора мусора и возили на мусоросортировочный завод. Предполагалось, что вот-вот всё это будет и в Томске. Двадцать лет прошло… как сон пустой.

– Чтобы всё было, нужно в первую очередь финансирование. А его как раз и не было. Я вам больше скажу – если бы не национальный проект «Экология», мы бы и сейчас ничего не получили. Я работаю здесь с 2000 года, и впервые выделяются деньги на контейнеры. У нас сотни населенных пунктов, где просто все валилось по оврагам. То есть не то что раздельного, там вообще никакого сбора ТКО не было.

– Ну, полигоны все-таки строили…

– И практически все они не отвечают нормативным требованиям. Сейчас начали помаленьку приводить в соответствие. Но этого недостаточно. Необходимо рассчитать экономику всего процесса. Потому что сбор – это самый первый этап. Дальше – обработка, утилизация. Потом – изготовление и сбыт.

Как карта ляжет

– То есть национальный проект превращается… должен превращаться в бизнес-проект?

– Да, в конечном счете так. Если посмотреть всю цепочку – самым главным в ней должен быть заказчик. Что он от нас хочет? Вот мы собираем пластик, а он на самом деле никому в данный момент не нужен. Зато очень нужна макулатура, но не загрязненная, а чистая! Может, даже не из контейнера, а отдельно собранная. УК могли бы ее собирать, а вырученные деньги тратить на свои нужды. Но пока это никому не интересно.

– Ну, вряд ли УК, это и так прибыльный бизнес, а вот если ТСЖ…

– Вариантов много, но в любом случае без сортировки мы никуда не уйдем. Это самый важный вопрос, и он требует финансирования. Но вкладывать в него бюджетные деньги нерационально.

– Извините, а этот раздельный сбор сейчас вообще существует? То, что сейчас делает САХ, это не показуха?

– При чем здесь САХ? Оно просто перевозит ТБО на полигон. А то, что может быть сырьем – из оранжевых контейнеров – увозит к себе в Северск «АБФ Логистик». Это их хлеб. У них есть как минимум два хороших покупателя – на макулатуру и на стекло. Стекло – это Новосибирск, макулатура – Кемерово. Они готовы принимать большие объемы, гораздо бо́льшие, чем томичи могут им предложить сейчас.

– А тряпки вообще никто не собирает? На западе очень популярно.

– Собирать можно что угодно. Вопрос – куда девать? Это поле для мелкого, может, микроскопического бизнеса, а мы выстраиваем схему для всех – простую, удобную, экономически выгодную. И пока мы видим две ветки: одна – на полигон, другая – на площадку «АБФ Логистик». С разным тарифом, разными схемами, абсолютно не пересекающимися. По крайней мере, сейчас мы так думаем.

– А есть хоть какие-то наметки на инвестора-переработчика?

– Конечно. Есть очень крупный инвестпроект, который предполагает и обработку, и утилизацию, в том числе компостирование, и выработку топлива из отходов. Но это все пока на стадии согласования. Но для нас это очень важно – построить мусоросортировку до 2024 года. Иначе мы не выполним условия нацпроекта – отправлять 300 тысяч тонн на переработку и 75 тысяч – на утилизацию.

– Но каким образом? Без переработки?

– А это то, о чем мы говорили. При наших скромных объемах и близости соседей выгоднее просто возить к ним. Сейчас ребята ищут, куда бы пристроить хотя бы отдельные виды пластика. Пока на него покупателя не находится. Все-таки в Сибири, с нашей плотностью населения это затруднительно.

* * *

Как говорит Владислав Третьяков, реализация проекта утилизации ТБО – дело небыстрое. Пока речь идет только о «пилоте» в Северске. ЗАТО в этом смысле – идеальный полигон для обкатки. Что же касается дальнейшего, то по большому счету никто сейчас не знает, как пойдут дела с федеральным финансированием. Пока про обрезание нацпроектов никто вслух не говорит, но, по слухам, некоторые, «Чистый воздух» например (мы в него не вошли), попали под нож. Поэтому возможны варианты.

Что же касается актуального сегодня вопроса – рекультивации полигона в Михайловке, то деньги уже выделены, подрядчик определен, так что в ближайшее время работа начнется. Запрягали долго, но хотя бы вскочить успели. Будем надеяться, что мусорная реформа не захлебнется в экономическом болоте. Ведь отходы, по слухам, не тонут?

Мероприятия по введению раздельного сбора ТКО на территории Томской области реализуются в рамках национального проекта «Экология». Их цель – снижение количества отходов на полигонах, увеличение объема вторичных ресурсов, направляемых на утилизацию, повышение экономической эффективности системы обращения с отходами.

Автор: Марина Веревкина