Источник: сайт Твердые бытовые отходы
Современный мир — это мир пластика. Четыре из пяти предметов вокруг вас созданы скорее всего с помощью нефтехимии: корпус ноутбука, покрытие стола, шариковые ручки, телефон, наушники, одежда и обувь. Производство пластика зачастую более эффективно и экологично, чем выпуск других материалов: например, чтобы сделать бумажный пакет, нужно затратить в 4 раза больше ресурсов и энергии, чем требуется на производство полиэтиленового пакета, рассказывал председатель правления, гендиректор ООО «Сибур» Михаил Карисалов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Пластик, появившись в массовом потреблении всего 60–70 лет назад, кардинально поменял жизнь человека: он расширил границы возможного в дизайне и промышленности и сделал доступными прежде дорогие товары. Одновременно он стал одной из самых серьезных экологических проблем человечества. Главные достоинства пластика — долговечность, прочность и невысокая цена — превратились в его главные недостатки. В середине XX в. 2,5 млрд человек производили 1,5 млн т пластикового мусора, в наше время 7 млрд жителей планеты выбрасывают 300 млн т пластиковых отходов, говорится в докладе Программы Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде. Одноразовая посуда, пакеты и бутылки из-под напитков, автомобильные покрышки разлагаются десятки и даже сотни лет, загрязняя сушу и океаны. Проблема не в самом пластике, уверен Карисалов, пластик с коротким сроком службы (например, предметы гигиены) нужно грамотно утилизировать, а еще лучше — наладить вместо него вторичное производство полимерной продукции из отходов.
Бампер вместо факела
«Нефтехимическая отрасль, как и другие производственные отрасли (добывающие, перерабатывающие), всегда подвергалась сторонней субъективной оценке ее воздействия на окружающую среду и усилий по его минимизации. Ответственность компаний заключается в том, чтобы не только действовать в соответствии с природоохранным законодательством, но и брать на себя дополнительные обязательства, перенимать наилучшие практики, становиться примером для других, — рассказал «Ведомости&” руководитель направления „Экономика замкнутого цикла“ „Сибура“ Андрей Абраменко. — „Сибур“ сделал ответственное потребление и производство одним из главных приоритетов развития направления экономики замкнутого цикла в компании. Этот подход применяется на всех предприятиях группы».
Еще недавно, в начале 90-х гг. XX в., образующийся при добыче и переработке нефти попутный нефтяной газ просто сжигали. Сейчас это полноценное сырье для производства полимеров. «Сибур» закупает его у нефтяников как сырье для производства продуктов с высокой добавленной стоимостью — пластиков и каучуков. В годовом отчете за 2018 г. компания называет себя крупнейшим в России переработчиком отходов нефтегазовой отрасли. В прошлом году «Сибур» переработал 22,3 млрд куб. м попутного нефтяного газа, предотвратив выброс в атмосферу более 72 млн т парниковых газов — это сопоставимо с годовым объемом выбросов, например, Греции (76,2 млн т в 2018 г.).
Повторно использовать
Экологическая стратегия компании предполагает внедрение принципов экономики замкнутого цикла. Это понятие подразумевает переработку и повторное использование отходов производства и потребления, в том числе пластиковых.
Входящая в группу «Сибур» компания «Биаксплен» выпускает полипропиленовые пленки для пищевой и непищевой упаковки. Она наладила почти безотходное производство: все полимерные отходы возвращаются в производственный цикл и добавляются к первичному сырью при выпуске нового продукта. Отходы металлизированной пленки предприятие отправляет производителям регранулята, который впоследствии идет на выпуск различной пластиковой продукции, например полимерных сидений для стадионов.
Компания «РусВинил» (совместное предприятие «Сибура» и Solvay) производит поливинилхлорид (ПВХ; используется для изготовления труб, оконных профилей и даже одежды). Основное сырье для ПВХ — обычная соль. После ее переработки остается шлам — смесь песка с солями кальция и магния. До сих пор эти отходы отправляли на полигоны твердых бытовых отходов в качестве изолирующего материала (т. е. «закрывали» ими полигон. — «Ведомости&«). В 2018 г. «РусВинил» начал проект переработки шлама в материал, который можно использовать как компонент стенового камня, керамического кирпича, сухих строительных смесей.
В поддержку «Экологии»
На Восточном экономическом форуме в сентябре этого года «Сибур», Минприроды и Российский экологический оператор договорились сотрудничать в сфере экологического развития России. Цель — создать в России систему сбора, сортировки и переработки коммунальных отходов и поддержать нацпроект «Экология» (его объем — 4 трлн руб. — «Ведомости&«). По этому соглашению входящее в «Сибур» башкирское АО «Полиэф» начнет реализацию инвестпроекта по переработке хлопьев — полуфабриката утилизации пластиковых бутылок — в гранулы для производства новых бутылок.
Внедрением подобных технологий уже занимается созданный «Сибуром» в «Сколково» исследовательский центр «Сибур ПолиЛаб». Его сотрудники разрабатывают безотходные промышленные процессы и исследуют возможность производства качественных пластиков из бытовых отходов.
Параллельно группа уменьшает собственные отходы — за счет большей эффективности процессов и качественной утилизации. В 2018 г. из 64 000 т отходов «Сибур» отправил на вторичную переработку одну треть, или 18 800 т. Для сравнения: в 2014 г. предприятия группы произвели 74 000 т отходов и только 6400 т (меньше 10%) пошло на вторичную переработку.
По заветам ООН
Наряду с глобальным потеплением загрязнение земли и океана пластиковыми отходами — одна из важнейших проблем современной экологической повестки ООН.
В сентябре 2019 г. «Сибур» присоединился к Глобальному договору ООН — крупнейшей международной инициативе ООН для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Все организации — члены договора берут на себя обязательства по соблюдению прав человека и содействию более справедливому, экологичному, инклюзивному развитию бизнеса, регионов присутствия и общества.
Кроме того, с 2018 г. компания входит в ассоциацию Plastics Europe, объединяющую более 100 производителей пластика, на которых приходится 90% производства полимеров в Европе. «Сибур» поддержал экологическую инициативу ассоциации Operation Clean Sweep, которая стремится предотвратить попадание частиц полимеров в окружающую среду при их производстве и логистике.
«Компания внедрила рекомендации ассоциации на предприятиях в Твери, Перми и Тобольске и, как результат, смогла предотвратить попадание в окружающую среду 186 т полимерных частиц только за 2018 г., — рассказал «Ведомости&” Абраменко. — Большая часть из них (86%) возвращена в производственный цикл, остальные утилизированы в соответствии с требованиями ассоциации».
Протестированные на трех заводах методы совет директоров «Сибура» решил внедрить на всех предприятиях компании в течение ближайших двух лет.
Собирать отдельно
Решение экологических проблем необходимо начинать с развития экологической осознанности и ответственного потребления — формировать привычку обращения с пластиковыми отходами, говорил Карисалов на ПМЭФе.
Первый шаг к эффективной переработке пластиковых отходов — сортировка мусора. Россияне пока не считают это необходимостью — 92% жителей страны выбрасывают все отходы вместе, свидетельствуют данные проведенного в июне 2019 г. исследования «Ромира». Лишь 6% отдельно собирают и сдают пластик, по 2% — стекло и бумагу с картоном, еще 1% — металл.
Для этого компания вместе с Единой лигой ВТБ и Минприроды поддержала проект «Баскетботл». На домашних аренах российских баскетбольных клубов установили специальные контейнеры — баскетбольные корзины — для сбора пластиковых отходов, прежде всего пластиковых бутылок. «Пластиковая бутылка — не мусор, и ее место не на свалке, а в специальном контейнере для сбора пластика», — объясняют авторы инициативы на ее сайте. Только во время первого раунда плей-офф было собрано более 3000 пластиковых бутылок.
«Проблема островов из пластика в Мировом океане — это проблема тех, кто производит бутылки и напитки, или тех, кто бросает эти бутылки в океан? — говорил на ПМЭФе Карисалов. — Мне кажется, ответ очевиден. Бороться с проблемой позволит только изменение культуры».