Проблемы создания и ведения реестров мест накопления ТКО. Журнал ТБО

А. В. Ягницина, эколог ОГБУ «Облкомприрода»
ИЮНЬ 2020 / ТБО – ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Ягницина Реестр Отходов Журнал ТБО июнь 2022

В статье рассмотрим проблемы ведения реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) органами местного самоуправления, а также вопросы, связанные с установлением лиц, ответственных за создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирных домов (далее – МКД).

В настоящее время полную информацию о собственниках контейнерных площадок (далее – КП) и источниках образования ТКО, отходы которых складируются на этих КП, можно найти только в одном месте – в реестрах мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования.

Даже наличие заключенных договоров с региональным оператором не дает точного количества потребителей, которые должны пользоваться услугой по обращению с ТКО на определенной КП. Достаточно большое число предпринимателей активно уклоняются от заключения договоров, а, учитывая значительное их количество, процесс выявления «уклонистов» требует существенных временных затрат. В данный момент именно жителям МКД начисление платы идет практически в полном объеме, другие категории потребителей услуг по обращению с ТКО недостаточно учтены. Знакомство с реестрами мест накопления ТКО – это отдельное удовольствие. Проведя небольшой анализ ситуации в Томской области и выборочно в иных субъектах РФ, мы пришли к выводу, что информация, содержащаяся в них, в значительном количестве случаев является неполной, а иногда и недостоверной.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления (далее – органы МСУ) отнесены в числе прочего определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (далее – реестры). Сведения, внесенные в реестры муниципальных образований, в дальнейшем вносятся в территориальные схемы обращения с отходами субъектов РФ. На основании этой информации формируется федеральная схема обращения с ТКО.

ЕДИНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА МЕСТ (ПЛОЩАДОК) НАКОПЛЕНИЯ ТКО НЕ УСТАНОВЛЕНА.

В то же время действующим законодательством не установлена единая форма реестра мест (площадок) накопления ТКО, что приводит к отсутствию единообразия внесения сведений о КП органами МСУ. У органов МСУ отсутствует обязанность по предоставлению сведений в органы государственной власти РФ, уполномоченные на разработку и утверждение территориальных схем. Из-за этого при формировании территориальных и федеральной схем происходит накопление ошибочных и искаженных данных, а также отсутствует возможность автоматизации свода предоставляемой информации. В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила), реестры должны содержать четыре раздела: «Данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО», «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО», «Данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО», «Данные об источниках образования ТКО». Мы проанализировали реестры 73 муниципальных образований Томской области, а также выборочно по два реестра 10 субъектов РФ (административного центра и одного иного муниципального образования).

Первое, на что можно обратить внимание – это отсутствие схем размещения КП. Например, в Томской области схемы есть только в 52 % реестров, и из них в полном объеме требованиям Постановления соответствуют считанные единицы.

В других регионах ситуация со схемами размещения КП не лучше: всего пять проанализированных муниципальных образований из пяти субъектов предоставили эту информацию.

Отдельно хочется отметить реестр г. Уфы, в котором схема размещения КП представлена в удобном электронном формате на базе интерактивного сервиса «Яндекс.Карты», куда вынесена вся основная информация о КП. Также в интерактивном виде оформили схему в г. Нижневартовске, но там можно увидеть информацию только о собственниках КП.

Что касается информации, указанной в самих реестрах, то требуемая информация зачастую игнорируется и не отражается в реестрах. Например, в реестрах сельских поселений Кожевниковского района Томской области отсутствует информация о технических характеристиках КП, а в реестре Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области – информация о собственниках КП.

Составители реестров не всегда понимают, что именно и в каком виде должно отражаться в разделе «Данные об источниках образования ТКО». У этого пункта больше всего разночтений и, как следствие, разнообразных вариантов заполнения: от требуемых адресов всех обслуживаемых зданий до описания каждого здания с указанием его статуса и общей площади (например, г. Новосибирск) или простым указанием «МКД/частный сектор» (например, реестр Анучинского муниципального района Приморского края). Повсеместно встречается частичное отсутствие информации внутри одного реестра: у одной КП заполнен каждый столбец, у другой – пробелы.

Еще одна сложная проблема, требования к которой не прописаны в Правилах, – это указание географических координат места нахождения КП. Нет единства в том, какую систему координат использовать, в каком виде записывать данные (с минутами и секундами или в десятичных градусах), когда можно не указывать координаты, а в каких случаях они необходимы. Здесь можно отметить реестр г. Владивостока, где географические координаты представлены в разных форматах: в одном случае словами прописаны «X град.», «Y мин», «Z сек», в другом – координаты представлены в десятичных градусах с подписью «широта, долгота», в третьем – просто голые числа.

Решение вышеуказанных проблем мы видим в необходимости внесения изменений в Правила, которыми была бы утверждена единая форма реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также установлена четкая иерархическая последовательность внесения в них сведений, при которой органы МСУ городских и сельских поселений ведут собственные реестры, а также предоставляют вносимые сведения органам МСУ муниципальных районов для ведения ими сводных реестров по муниципальным районам. Соответственно, сведения, вносимые в реестры муниципальных районов и городских округов, должны в установленный срок передаваться в уполномоченный орган субъекта РФ для проведения корректировки территориальной схемы обращения с отходами субъекта РФ, а также составления сводного реестра мест (площадок) накопления ТКО субъекта РФ.

Не менее актуальна проблема однозначного определения лиц, ответственных за создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. Ряд положений, регламентирующих эту деятельность, закреплен в различных отраслях права, тем не менее на практике определение ответственных лиц вызывает значительное количество споров. Разрешение таких споров в разных регионах РФ даже в судебном порядке осуществляется зачастую с противоположными результатами. При этом в ряде случаев такая обязанность необоснованно возлагается на органы МСУ, которые не обладают достаточными финансовыми средствами на исполнение в полном объеме таких полномочий.

Для ее решения считаем необходимым установление на федеральном уровне, например в п. 3 Правил, более широкого перечня лиц, в обязанности которых входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. При этом должно быть предусмотрено максимальное возложение таких обязанностей на собственников зданий, строений и сооружений, земельных участков, которые обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

В первой редакции Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, было установлено, что бремя содержания КП, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов (далее – КГО) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 из п. 13 Правил обращения с ТКО такая норма была удалена, тем не менее во многих региональных порядках накопления ТКО она до сих пор осталась.

Мы однозначно считаем, что размещение КП на земельных участках, принадлежащих другим собственникам, возможно только после их согласия. Такая процедура должна урегулироваться в соответствии с положениями гражданского и земельного законодательства.

В этом мнении мы не одиноки. При проведении анализа соответствия сведений, внесенных органами МСУ в реестры мест (площадок) накопления ТКО, положениям утвержденных региональных Порядков накопления ТКО, мы увидели, что, несмотря на закрепление в региональных нормативно-правовых актах ответственности за КП, исходя из собственности на землю, в реестрах муниципальных образований в значительном количестве случаев собственниками КП для МКД указываются именно организации, управляющие МКД.

Правила организации деятельности по накоплению ТКО (в том числе их раздельному накоплению) в ХМАО – Югре, установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления ТКО, приобретения, содержания контейнеров для накопления ТКО, утвержденные постановлением Правительства ХМАО – Югры от 11 июля 2019 г. № 229-п, ответственность за обустройство и надлежащее содержание КП, сохранность контейнеров для накопления ТКО возлагают на собственника КП: главу муниципального образования автономного округа, управляющую компанию, товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ), жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы либо непосредственно на собственников помещений в МКД, в зависимости от способа управления МКД – на придомовой территории или предоставленном муниципальным образованием земельном участке для целей создания КП для МКД на общих условиях гражданского и земельного законодательства (пункт 27).

Порядком накопления ТКО на территории Ставропольского края, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 25.05.2017 № 155, установлено, что накопление ТКО на территории Ставропольского края обеспечивается региональными операторами (п. 5). В реестре Нефтекумского городского округа Ставропольского края собственниками всех КП МКД являются органы МСУ. В реестре г. Ставрополя также в большинстве случаев собственниками КП МКД указаны органы МСУ, но во многих случаях в столбце «Данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО» почему-то указан просто адрес МКД, без какого-либо уточнения, что же это должно значить.

В порядке накопления ТКО на территории Новосибирской области, утвержденном постановлением Администрации Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п, до сих пор содержится норма о том, что бремя содержания КП, специальных площадок для складирования КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в МКД. Бремя содержания КП, специальных площадок для складирования КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территории. При этом расположение КП и специальных площадок для складирования КГО определяется региональным оператором по согласованию с собственником земельного участка, на котором расположены такие КП (пп. 67, 68). Тем не менее в реестре г. Новосибирска в большинстве случаев в качестве собственников КП указаны именно организации, осуществляющие управление МКД.

Аналогичные требования установлены в Порядке накопления ТКО на территории Кемеровской области, утвержденном Коллегией Администрации Кемеровской области от 27.03.2017 № 132 (пп. 4.11, 4.12). Но в реестре мест накопления в секторе МКД г. Кемерово нет ни одного упоминания о том, что органы МСУ г. Кемерово являются собственниками каких-либо КП. В реестре г. Новокузнецка Кемеровской области, наоборот, в качестве собственников всех КП МКД указана Администрация г. Новокузнецка.

Порядок накопления ТКО, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 23.10.2018 № 411а, вообще не содержит каких-либо указаний на лиц, ответственных за создание и содержание КП. Проект внесения изменений в Порядок, устраняющий этот пробел, уже направлен на согласование Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в уполномоченные органы.

Фактически только Порядок накопления ТКО на территории Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 № 393 (п. 2.6), содержит наиболее широкий перечень ответственных за создание и содержание КП лиц.

Порядком установлено, что ответственность за приобретение контейнеров, обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) и специальных площадок для накопления КГО несут:

а) органы МСУ в границах муниципальных образований, за исключением случаев, указанных в подпунктах «б», «в», «г», «д», «е» настоящего пункта;

б) в зависимости от выбранного и реализуемого способа управления МКД:

  • собственники помещений в МКД – в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД и указанные площадки расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в доме;
  • управляющие организации – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией;
  • ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив – в случае, если управление общим имуществом в МКД осуществляется непосредственно ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;в) правообладатели земельных участков, на территории которых образуются ТКО;

    г) юридические лица и индивидуальные предприниматели при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы;

    д) садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, на территории которых образуются ТКО;

    е) региональный оператор в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. При этом ситуация с наличием придомовой территории у МКД в городах РФ примерно одинаковая – везде абсолютное большинство МКД, построенных до 2004 г., не имеют законно оформленной придомовой территории.

    Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что процесс создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, определения схем размещения и ведения их реестров не имеет достаточного нормативного правового регулирования.

    Обозначенные проблемы являются общими для всех регионов РФ, поэтому их окончательное решение, по нашему мнению, должно проводиться на федеральном уровне.