При проведении работы составлению перечня обязательных требований, вступающих в силу с 01.01.2019, были выявлены существенные противоречия в будущей редакции закона 89-ФЗ. Очень хочется устранить эти противоречия совместными усилиями экспертного экологического сообщества. Коллеги, ждём ваших отзывов и писем. Просим по возможности распространить эту информацию в экологическом сообществе.
Краткий обзор проблемы.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон 219-ФЗ) были внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон 89-ФЗ), вступающие в силу с 01 января 2019 года.
Новая редакция статьи 18 закона 89-ФЗ с 01.01.2019 будет выглядеть так:
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В то же время законом 219-ФЗ не были внесены необходимые поправки в иные статьи закона 89-ФЗ, регламентирующие осуществление нормирования в области обращения с отходами производства и потребления. Так, остались неизменными абзацы 1, 3 пункта 2 статьи 11 закона 89-ФЗ, которые устанавливают обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП).
Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства
Т.е. для случаев эксплуатации субъектами МСП объектов I и II категории (а таких не мало), возникает противоречие между требованиями статей 11 и 18 закона 89-ФЗ, когда в одном случае им необходимо разрабатывать проекты нормативов образования отходов, в другом случае – нет.
Также не изменены положения статей 5, 6 новой редакции закона 89-ФЗ, определяющие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Несмотря на прямое требование пункта 7 статьи 18 новой редакции закона 89-ФЗ, устанавливающее, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами, аналогичными полномочиями остаются наделены и субъекты Российской Федерации (абзац 8 статьи 6 новой редакции закона 89-ФЗ).
Также в полномочиях как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, остается прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой только субъектами МСП, но, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 новой редакции закона 89-ФЗ, такую отчетность должны предоставлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.
Установление двух аналогичных видов отчетности отдельно для субъектов МСП, и отдельно для объектов III категории (которые могут эксплуатировать как субъекты МСП, так организации иных категорий) является нецелесообразным.
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;
Для устранения выявленных противоречий предлагаем внести следующие изменения в новую редакцию закона 89-ФЗ путем внесения изменений в закон 219-ФЗ или утверждения таких изменений отдельным законом:
1) абзац 28 статьи 5 должен быть изложен в следующей редакции:
установление порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
2) абзац 29 статьи 5 должен быть изложен в следующей редакции:
установление порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
3) абзац 8 статьи 6 должен быть изложен в следующей редакции:
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
4) абзац 9 статьи 6 должен быть изложен в следующей редакции:
осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
5) абзац 3 пункта 2 статьи 11 должен быть изложен в следующей редакции:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также необходимо внести аналогичные изменения в подпункт 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Автор Третьяков Владислав Михайлович. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, главный специалист
Источник: Портал «Экология производства»