Разъяснения Минприроды России по вопросам получения комплексных экологических разрешений

В соответствии с законодательством объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до конца 2024 года. В настоящее время в Томской области на государственном учете стоит 127 объектов I категории.  На сегодняшний день пока получено только 25 комплексных экологических разрешения.
В целях организации работы по получению комплексных экологических разрешений (КЭР) Минприроды России разъясняет вопросы проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также использования методик расчета выбросов вредных(загрязняющих) веществ.

Уважаемые природопользователи!

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты ОНВОС), в силу статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) начиная с 1999 года обязаны проводить инвентаризацию выбросов и их источников, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВОС, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871), при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВОС систематизируются и документируются полученные результаты. Согласно пункту 2 статьи 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризацию выбросов и их источников проводится инструментальными и расчетными методами.

Пунктами 26 – 28 Порядка № 871 определены случаи, при которых допустимо использование расчетных методов для определения показателей выбросов. Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ допускается в следующих случаях:

– отсутствие аттестованных методик (методов) измерения загрязняющего вещества;

– отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, утверждаемыми Росстандартом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

– отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к ИЗАВ).

Использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается также для неорганизованных и (или) линейных стационарных ИЗАВ. Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования применяются для инвентаризации выбросов:

– от неорганизованных ИЗАВ;

– от топливосжигающих установок мощностью не более 50 МВт;

– при выполнении работ по нанесению металлопокрытий гальваническим способом, по механической обработке материалов, сварочных и окрасочных работ;

– взрывных работ, погрузочно-разгрузочных работ;

– от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил и подобного оборудования;

– от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, материалов, отходов, открытых поверхностей испарения;

– от карьеров добычи полезных ископаемых и открытых участков обработки полезных ископаемых;

– от оборудования и технологических процессов, расположенных на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками;

– для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов ОНВОС.

Для определения показателей выбросов от стационарных источников расчетным методом используются методики, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который формируется и ведется Минприроды России. Такая возможность была введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первоначально в перечень методик были внесены только методики расчета, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до 27.05.2016. В 2021 году с учетом малого количества методик, а также после проработки данного вопроса с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Росприроднадзором в перечень были дополнительно включены 97 методик. В настоящее время в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух включено 126 методик.

Актуальная редакция Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками представлена на сайте Минприроды по ссылке.

Расчетные методики применяются в полном соответствии с областью их применения для указанных в них технологических процессов, сооружений, устройств, оборудования, а также сырья, материалов, топлива.

В случае отсутствия необходимой методики в перечне, требуемая методика может быть разработана хозяйствующими субъектами самостоятельно или с привлечением специализированных организаций в соответствии с Правилами разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422, и направлена в Минприроды России с приложением соответствующей заявки и материалов согласно требованиям Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденным приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341. По результатам рассмотрения методики Минприроды России принимает решение о включении ее в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или об отказе во включении.

В отношении наименования загрязняющих веществ при оформлении отчета по инвентаризации выбросов отмечаем, что при указании в отчете об инвентаризации синонимов, технических, торговых и фирменных названий загрязняющих веществ приводятся наименования таких веществ в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р (далее – Перечень № 2909-р). Необходимо также отметить, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 2909-р.

Вместе с тем, указание в проекте нормативов допустимых выбросов или в отчете по инвентаризации выбросов наименований веществ, не в полном соответствии с наименованиями загрязняющих веществ Перечня № 2909-р, не является основанием для отказа в предоставлении государственных услуг, в том числе по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, также выдаче разрешений на выбросы и по выдаче комплексного экологического разрешения.