Обязанность соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии. Томская межрайонная природоохранная прокуратура информирует, что в развитие указанной нормы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования при работе с различными отходами производства и потребления, под которыми в силу статьи 1 названного Федерального закона понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Обязанность соблюдения требований законодательства при работе с отходами распространяется на всех, в том числе хозяйствующих субъектов, должностных лиц и граждан.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что земля, почва, являющиеся компонентами природной среды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Требования к местам временного хранения отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре определены пунктом 3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, и предусматривают, в том числе необходимость обустройства обваловки и искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия площадки временного хранения отходов, ее защиту от воздействия атмосферных осадков и ветров.За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, наряду с иными видами ответственности, предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.