Опубликовано в журнале RRR № 4
Возможно ли проведение региональным оператором торгов на транспортирование ТКО со сроком действия договора более одного года?
Пунктом 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах) определено, что регулированию подлежит в том числе единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (единый тариф, ТКО).
В соответствии со статьей 24.9 Закона об отходах тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала (пункт 2).
Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации (пункт 5). Указанные методы регулирования тарифов установлены Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (Основы ценообразования). Так, пунктом 19 Основ ценообразования определено, что при установлении тарифов применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации;
в) метод доходности инвестированного капитала.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов. То есть такой метод применяется при установлении тарифа на первый год осуществления регулируемой организацией (региональным оператором) деятельности.
Таким образом, на второй и последующие периоды регулирования при установлении единого тарифа должен применяться метод индексации или метод доходности инвестированного капитала в соответствии с разделами VII и VIII Основ ценообразования.
Согласно понятийному аппарату Основ ценообразования (пункт 2) под долгосрочным периодом регулирования понимается период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом или Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484. Таким образом, на второй и последующий периоды регулирования в отношении региональных операторов должен быть установлен единый тариф на период не менее трех лет.
С учетом положений пункта 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, — в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных.
Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
• прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
• темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
• темпы роста цен на электрическую энергию;
• темпы роста цен на капитальное строительство;
• темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;
д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за три предыдущих периода регулирования.
То есть расходы регионального оператора на транспортирование ТКО должны быть подтверждены результатами торгов в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением случаев, когда региональный оператор самостоятельно осуществляет транспортирование ТКО или когда на регионального оператора не распространяется законодательство о закупках).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 12 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (Правила), срок, на который заключается договор на оказание услуг по транспортированию ТКО, не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора.
Таким образом, отраслевым законодательством установлено, что срок действия договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенный по результатам торгов в соответствии с Правилами, может быть любым, но не превышающим срок действия статуса регионального оператора у юридического лица (например, в отдельных субъектах Российской Федерации юридическим лицам в установленном порядке присвоены статусы региональных операторов на срок 4, 8, 9, 10, 15 и 20 лет).
Данный вывод также применим в отношении торгов на транспортирование ТКО, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Кроме того, особенности тарифного регулирования также дают возможность заключения соответствующих договоров на срок более одного года.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации «Чистая страна» Борис Прокопьев