Кому нужны вторичные материальные ресурсы

Источник: журнал «ТБО»

В статье рассмотрены возможные положительные и негативные последствия введения нового понятия «вторичные материальные ресурсы» (далее — ВМР) в законодательную и нормативно-правовую базу РФ.

С одной стороны, отходы производства и потребления могут очень сильно навредить окружающей среде, особенно если их в эту окружающую среду выбрасывать. Поэтому законодательство вводит особые требования и ограничения по обращению с отходами I–IV классов опасности: разработка паспортов, лимитирование, лицензирование, плата за негативное воздействие на окружающую среду и т. д.

С другой стороны, законодательство декларирует, что отходы следует максимально вовлекать во вторичную переработку. Это означает, что необходимо их накапливать особым образом и передавать тем компаниям, которые будут использовать эти отходы для получения продукции, востребованной в народном хозяйстве.
В связи с этим появился запрос на введения нового понятия — ВМР — для облегчения передачи отходов в переработку. Запрос материализовался в проекте законодательных изменений, в частности в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — закон № 89-ФЗ) и Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике РФ», и обсуждался в двух вариантах на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Чей это запрос, кому и для чего понадобились ВМР? Что сегодня мешает передаче отходов производства и потребления на переработку? Давайте разберемся.

Отходы потребления — это как правило отходы, образующиеся у населения, и подобные им. Передать отходы населения в переработку не представляет большого труда. Достаточно накопить их раздельно и найти компанию, которая их вывезет, в случае когда раздельным накоплением не занимается регоператор. Если такие отходы потребления имеют класс опасности выше пятого, например, канистры от омывающей жидкости или загрязненные упаковки тетрапак, то для их вывоза понадобится компания с лицензией.

Есть сложности, связанные с передачей права собственности от граждан заготовительной компании, есть устаревшие СанПины, есть плохо разграниченные понятия «твердые коммунальные отходы (далее — ТКО) и «отходы от использования товаров», что создает конфликт интересов между регоператорами и хозяйствующими субъектами, попадающими под действие расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Тем не менее решение этих проблем не требует введения в закон понятия ВМР — скорее, требуется шлифовка уже имеющихся понятий, а также актуализация и синхронизация нормативно-правовой базы, регулирующей обращение с отходами от населения.

Отходы, образующиеся в процессе производства, условно делятся на те, которые можно вернуть в производственный цикл, и те, которые уже необходимо отправить на обезвреживание и захоронение.

Материал публикуется частично. Полностью статью можно прочитать в ноябрьском выпуске журнала «ТБО».