Экосбор в РФ введут в первую очередь для батареек, электроники и покрышек – РЭО

Источник: ТАСС

Введение экологического сбора необходимо в первую очередь для батареек, ртутных ламп, покрышек и электроники, чтобы создать условия для их переработки. Об этом ТАСС в понедельник сообщили в пресс-службе Российского экологического оператора (РЭО).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в конце февраля опубликовало для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей (РОП) и импортеров потребительских товаров и упаковки.

«В первую очередь экологический сбор введут для батареек, ртутных ламп, электроники, и автомобильных шин. Средства РОП как раз и нужны для того, чтобы создать систему сбора и утилизации таких отходов, действующую в масштабах всей страны», — говорится в сообщении.

Как уточнили в РЭО, батарейки и ртутные лампы в большом количестве попадают в состав бытовых отходов. При их захоронении или, тем более, сжигании образуются очень токсичные и опасные вещества. Электроника тоже не должна попадать в контейнеры, из-за того, что и в ней присутствуют опасные составляющие, например, аккумуляторы. Кроме того, из электроники можно извлечь ценные пластмассы и металлы, включая золото.

“В этой сфере активно работает бизнес, многие ретейлеры уже сейчас собирают отработавшую свое технику. Данные отходы продаются утилизаторам, за них не приходится доплачивать. То есть, это очень интересный вид отходов, который выгодно собирать отдельно, это полезно и для экологии, для кошелька потребителей и магазинов», — рассказали в РЭО.

В компании отметили, что переработка шин возможна только в резиновую крошку или путем сжигания, например, в цементных печах или в виде топлива, полученного при пиролизе.

«Переработать старую шину так, чтобы из нее получилась новая, к сожалению, при текущих технологиях невозможно. Собирая шины и утилизируя их, мы получаем металл и очень ценное, калорийное топливо», — заявили в РЭО.

Чтобы такая переработка шин была налажена, нужно перепрофилировать цементные заводы и другие предприятия на сжигание резины вместо газа. Также необходимо организовать сбор шин по всей стране и их доставку на эти предприятия — для этого требуется отдельная программа с координацией на федеральном уровне, уточнили в РЭО.

Расширенная ответственность производителя существует в России с 2014 года, она подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов, образовавшихся от него (преимущественно это упаковка). Она дает производителю три возможности: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно. Участники рынка неоднократно указывали, что в нынешнем виде РОП неэффективна, и систему надо реформировать.

Реформа отрасли обращения с отходами началась в России 1 января 2019 года. Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. Основные показатели реформы определены паспортом нацпроекта «Экология»: например, на переработку к 2024 году должно будет отправляться 36% бытового мусора вместо 7% в 2019 году.