Мария Гуреева: «Очень важно, чтобы экологическое образование ребенка, начавшись в детском саду, продолжилось и в школе»

Источник: recyclemag.ru

Как сделать так, чтобы ребенок с раннего детства понимал, что природу надо беречь? Почему не нужно покупать новый мобильный телефон, если старый работает? В чем необходимость раздельного сбора бытовых отходов? Мы поговорили о важности экологического образования с главным тренером сборной Москвы по экологии на Всероссийской олимпиаде школьников, заместителем директора московской школы №14 Марией Гуреевой.

Главный тренер сборной Москвы по экологии на Всероссийской олимпиаде школьников, заместитель директора московской школы №14 Мария Гуреева

– Что делать родителям для того, чтобы их ребенок понимал: природа бесценна и одновременно беззащитна перед человеком?

– Во-первых, родителям нужно быть примером для своих детей. В каком случае ребенок быстрее научится сортировать отходы? В том, если так делают его родители. Он приучится не мусорить в лесу, если будет видеть, что мама и папа после пикника за собой все убрали. Если ребенок понимает, что родители никогда не проявляют агрессию к диким животным, не ломают ветки в лесу, потому что они мешают им на дороге, то и он тоже не станет этого делать.

Когда ребенок замечает, что родители всегда выключают за собой свет в комнате, он сделает так же. А это ресурсосбережение. Самое сложное – убедить детей в том, что не нужно покупать новую модель мобильного телефона, если старый работает. Ведь на создание аппарата тратится масса ресурсов, а утилизировать его будет трудно. Без примера ребенок не может.

Во-вторых, необходимо демонстрировать ребенку красоту природы. Он должен больше бывать в парках, в лесу. Малышу можно показывать красивые растения в ближайшем парке, а для ребят постарше существует экотуризм. Посещая объекты природного наследия ЮНЕСКО, которых много в России, можно почувствовать красоту, величие природы. И в то же время, ее хрупкость, беззащитность перед лицом человеческого натиска.

Развитие экологического туризма внесено в Нацпроект «Экология», действующий до 2024 года. Сейчас изучать экологию можно и дистанционно. Например, московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма запустил проект «Экошкола» в онлайн формате. Ребята смогут посещать мастер-классы, виртуальные экскурсии, занятия по экологическому мониторингу и биологические практикумы.

В-третьих, стоит познакомить детей с понятием «устойчивого развития», с его глобальностью. То есть, объяснить, что вопросами сохранения окружающей среды озабочено все мировое сообщество, ООН помогает объединить усилия всех стран. Почувствовав себя частью этого глобального процесса, легче понять, для чего нужно защищать природу.

Даже находясь в квартире, стоит окружать себя элементами живой природы. Например, подарить ребенку цветок в горшке, о котором нужно заботиться.

А еще существует экологическое волонтерство. Это очистка берегов рек, перевод текстов экологической тематики с английского на русский, высадка деревьев, постройка скворечников или кормушек. Любые действия, которые помогают сохранять природу. С одной стороны, ребенок понимает, что делает нужное дело, а с другой – становится частью дружной команды единомышленников, где время проходит весело, продуктивно. Кроме того, очень важно, чтобы экологическое образование ребенка, начавшись в детском саду, продолжилось и в школе.

-Но ведь в качестве обязательного предмета, «экологии» в школе нет?

– Экология – это метапредметная наука, ее элементы изучают в рамках других предметов, например, биологии. А кроме того, есть кружки по биологии, экологии и по естествознанию. В рамках дополнительного образования появляются элективные курсы.

В нашей школе №14, в 5-м естественно-научном классе есть курс «экология». А в 3-4-м был кружок. А еще много возможностей дают и московские проекты. Это бесплатные занятия в эколого-просветительских центрах.

В государственных музеях Москвы, в различных технопарках есть экологические курсы, в том числе – дистанционные. У меня ребенок занимается на бесплатных занятиях технопарка «Альтаир» «Устойчивые инновации», организованных московским Департаментом образования и науки.

– Много ли детей хотят посвятить себя экологии?

– Их становится все больше. За экологическими специальностями –  будущее. Сейчас в мире чаще задумываются о том, что экономическая мощь не должна достигаться с помощью разрушения окружающей среды. Появляются такие профессии, как урбанист, эковожатый, экопросветитель, специалист по рециклингу.

– Какие изменения в олимпиадах по «экологии» произошли за последние годы?  

– С недавних пор вопросы Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) ставятся и в практическом ключе. Помимо заданий по теории, конечно.  Например, почему стоит (или не стоит) убирать листву осенью? Почему лыжники так сильно переживают глобальное потепление? Можно смело заявить, что в этом году и Московская олимпиада по экологии тоже стала практикоориентированной. Мы задавали вопросы, почему в Москве перекрестки с круговым движением, почему в домах стараются делать большие панорамные окна и многие другие.

 – Насколько массовыми являются олимпиады по экологии?

– В Московской олимпиаде школьников по экологии, которая проводится с пятого по восьмой класс, в отборочном заочном этапе приняло участие более 8 тысяч школьников. Там были не только москвичи, но и ребята из Уфы, Казани, Петербурга. В очном этапе тоже участвовали дети из разных регионов, и следом за Москвой, взявшей первое место по числу дипломов, второе занимает Татарстан.

Если говорить о Московской олимпиаде по экологии, существующей всего второй год, то количество участников выросло в полтора раза. Массовость нарастает и на Всероссийской олимпиаде. Если в моем детстве в 2004-2005 годах на ВсОШ в команде Москвы было 4-5 человек, да и вся олимпиада насчитывала человек 50, то сейчас в Москве в школьном этапе участвует больше 40 тысяч ребят. А по России это сотни тысяч детей. Под эгидой Центра педагогического мастерства и при участии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы создается целая система дистанционного образования, кружков в школах.

– Какие льготы при поступлении в вуз дает победа и призерство в ВсОШ по экологии?

– Они дают право поступления без экзаменов в любой вуз по профилю «экология». Он засчитывается за географию и во многих вузах за биологию. Если брать топовые учебные заведения, то без вступительных испытаний призеров по «экологии» принимают на биофак и факультет почвоведения МГУ, на экологический, биологический и медицинский факультеты РУДН, на некоторые специальности в медицинские вузы. Без экзаменов можно поступить и в Университет нефти и газа имени Губкина, на психологию и на экономические специальности – в Высшую школу экономики, и в МГИМО (факультет прикладной экономики и коммерции).