Александр Козлов: Моя позиция очень проста — соблюдайте требования природоохранного законодательства и проблем не будет

Какие законы примут в этом году в сфере охраны окружающей среды, какую государственную поддержку могут получить компании, внедряющие наилучшие доступные технологии, и как пережил пандемию национальный проект «Экология»? Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов ответил на несколько вопросов журнала RRR.

Министерство — головной орган, который разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды. Каковы приоритеты в этой области в 2021 году? Какие важные нормативные документы примут в ближайшее время?

Каждый нормативно-правовой акт для нас — приоритетный. Поскольку за постановлениями, приказами, распоряжениями и законами стоит наша природа. Все нормотворчество в сфере окружающей среды направлено, в первую очередь, на охрану и бережное отношение к воде, лесу, природным ископаемым, к экологии нашей страны; направлено на защиту и сохранение биоразнообразия.

В начале года в министерстве принят план законопроектной работы на 2021 год. В перечне — почти 80 нормативно-правовых актов. То есть это тот минимум, который сделает в этом году Минприроды.

Например, большая работа ведется и будет продолжена в лесном комплексе. Утверждена Стратегия развития лесного комплекса на десять лет. Но чтобы «лесная перезагрузка» заработала, мы должны принять больше 40 нормативно-правовых актов в течение двух лет. Из ближайшего — вносим изменения в Лесной Кодекс в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения, и в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с проведением лесоустройства. Надеемся, что законопроект будет принят в весеннюю сессию Государственной Думы.

Также в весеннюю сессию ожидаем принятие изменений в закон «О недрах». В частности, идет речь о том, что богатство наших природных кладовых будет распределяться только через электронные аукционы. Это сделано для прозрачности механизма, чтобы роль и влияние человеческого фактора были минимальными в этом процессе.

И еще один большой блок в нормотворчестве на этот год связан с вредом, который наносится окружающей среде непосредственной деятельностью человека и промышленностью.

Чтобы не повторялись ситуации, как в городе Усолье-Сибирское на территории «Усольехимпром», разработаны поправки в федеральный закон, предполагающие ликвидацию вреда окружающей среде. То есть собственники изначально должны проработать вопрос, как они в будущем будут выводить объекты из эксплуатации, консервировать и ликвидировать их.

Для развития системы обращения с вторичными материальными ресурсами в конце марта отправим депутатам на рассмотрение изменения в федеральные законы «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды». И, конечно, изменения в ФЗ, которые утвердят концепцию совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

Еще в ближайших планах отрегулировать проведение экологического аудита, усовершенствовать вопросы государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, сопроводить законопроекты об экологической информации и об усовершенствовании нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. И многое другое. Законодательных инициатив на этот год, повторюсь, достаточно много.

Какова роль и место наилучших доступных технологий в сфере предотвращения негативного воздействия на окружающую среду?

Роль, несомненно, первого плана. Ведь что подразумевается под переходом на наилучшие доступные технологии? Это модернизация объектов, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, и строительство новых производственных мощностей с высокими показателями ресурсной (в том числе, энергетической) и экологической эффективности.

Компании, которые внедряют НДТ, могут воспользоваться межотраслевыми мерами поддержки. Например, получить субсидию из федерального бюджета на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям и на уплату части процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов по внедрению НДТ, субсидию для обеспечения затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или субсидию на уплату части процентов по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности. Также в качестве одного из наиболее важных механизмов государственной поддержки предприятий при переходе на НДТ выступает Фонд развития промышленности, предусматривающий механизм возвратного финансирования по льготным кредитным ставкам.

В целом, как вы считаете, предприятия сейчас стали более ориентированы на экологические требования? На бережное отношение к окружающей среде вокруг их предприятий?

Если бизнес не будет ориентирован на соблюдение экологических стандартов, то это неминуемо приведет к рискам. Наша позиция очень проста — соблюдайте требования природоохранного законодательства и проблем не будет. У нас нет задачи собрать как можно больше штрафов, есть только задача — защитить природу. И если акционеры и директора компаний ориентируют свой бизнес на экологические риски, то в их инвестиционных программах эти риски учитываются. Ну, а там, где такого понимания нет, то будет страдать репутация компании, будут суммы на искоренение последствий нанесенного вреда, будут штрафы. Кстати, сейчас мы по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко будем разрабатывать механизм по ограничению дивидендов для случаев, когда бизнес не ликвидирует ущерб природе. Мера обсуждается в рамках борьбы с брошенными вредными производствами. Потому что они должны убирать за собой накопленный вред. Общемировой тренд — соблюдение экологических требований.

Национальный проект «Экология» из-за пандемии 2020 года не пострадал, все ли удалось завершить? И ждать ли изменений в нацпроекте на этот год?

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, работа по направлениям национального проекта велась непрерывно.

В прошлом году ликвидировали 12 несанкционированных свалок в городах и десять объектов накопленного вреда. Начались работы на таких опасных точках как полигон «Красный бор» и на территории Усолье-Сибирское Иркутской области. Заработали новые мощности в сфере ТКО: 10 миллионов тонн по обработке и 3 миллиона тонн по утилизации отходов. В целом, коммунальных отходов, направленных на обработку и сортировку, становится больше.

В 12 городах-участниках проекта «Чистый воздух» провели сводные расчеты, которые учитывают данные о выбросах загрязняющих веществ со всех стационарных и передвижных источников. На основе этого Роспотребнадзор смог оценить риски для здоровья людей, и мы, соответственно, сформировали перечень первоочередных загрязняющих веществ, по которым надо незамедлительно снижать выбросы. Крупные загрязнители должны будут инвестировать 473,5 млрд руб в мероприятия, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; мы заключили с ними соглашения.

За счет средств федерального бюджета в регионы поставлено почти 14 тысяч единиц специализированной лесопожарной техники и оборудования. Это позволило значительно сократить ущерб от лесных пожаров.

Более 11 тысяч раз волонтеры выходили на берега рек и озер для сбора мусора. 822 тысячи человек очистили 18 тысяч километров береговых линий! В районе Байкала рекультивировали земли, пострадавшие от отрицательного воздействия Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская. А в само озеро выпустили 522 миллиона мальков байкальского омуля и 300 тысяч молоди сибирского осетра.

Созданы две особо охраняемые природные территории: государственный природный заповедник «Медвежьи острова» в Республике Саха (Якутия) и национальный парк «Салаир» («Тогул») в Алтайском крае.

На этот год, наверное, самым значимым в национальном проекте «Экология» станет добавление двух новых направлений: «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение» и «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды». Сейчас идет их детальная разработка в специально созданных межведомственных рабочих группах. Туда вошли представители государственных структур, научных, деловых и образовательных кругов.