«Зеленый офис» – прямая инициатива по устойчивому развитию

Федеральные эксперты рассказали томскому бизнесу и организациям о современных трендах в обустройстве экологичных офисов, их преимуществах и перспективах. Вебинар с участием профессионалов Российского экологического общества, консалтинговой компании TSQ Consalting, команд «Сбера» и «Седьмого лепестка» прошел в «Точке кипения» по инициативе «Облкомприроды».


✅«Экологическая эффективность современных офисов и производственных площадок сегодня оценивается с позиций сокращения потребления ресурсов и формирования комфортной среды для сотрудников. От обычного «зеленый» офис отличает политика ресурсосбережения и обращения с отходами, использование экологичных материалов и мебели, внедрение ответственных закупок, визуальный комфорт и автоматизация. Иными словами – ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление): мировой тренд на ответственность и экологичность и солидное конкурентное преимущество перед партнерами и клиентами», – открыла встречу директор ОГБУ «Облкомприрода» Юлия Лунева.

Уже четыре года Областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию проводит конкурс «Зеленый офис», в котором участвуют самые экологичные компании Томской области. Поначалу позволить себе широко внедрить «зеленые» решения и конкурировать могли только крупные предприятия. С 2022 года конкурс адаптировали под малый и средний бизнес, а также бюджетных учреждений, открыв отдельную номинацию. Заявки «Облкомприрода» принимает до октября: времени на подготовку должно хватить всем. Подробнее об условиях конкурса – https://ogbu.green.tsu.ru/?event=конкурс-зеленый-офис...

Доработать свою экосистему потенциальные участники успеют, воспользовавшись рекомендациями экспертов вебинара. Так, заместитель управляющего Томским отделением ПАО Сбербанк Варвара Игнатович поделилась опытом работы своей компании в системе ESG.

✅«Мы всегда говорим о том, что нужно заботиться о будущем своих детей и внуков, сокращать углеродный след и заботиться об экологии в целом. Это подтверждает исследование в социальной сети «ВКонтакте», где 86% респондентов считают, что ответственные компании должны участвовать в решении социальных проблем, 66% говорят, что их волнуют вопросы экологии, а 44% опрошенных выбирают товары с учетом их влияния на экологию. Таким образом, быть экологичным – это внутренняя потребность людей, особенно тех, кто этим занимается и вне работы. В 2021 году банк первым в России централизованно принял для себя ESG-повестку и политику дальнейшего развития в экологическом ключе. И сегодня мы в приоритетном порядке поддерживаем проекты и производства, которые занимаются снижением экологической нагрузки на окружающую среду, например, уменьшают выбросы в атмосферу, переходят с угольного на газовое отопление и др. Если говорить в целом о банке, то примерно 30% отходов мы отправляем на переработку, из них 9 млн шт. пластиковых банковских карт весом 45 тонн (через год этот показатель достигнет 40%), порядка 1500 офисов ведут раздельный сбор пластика, а с 2019 года сотрудники сократили потребление бумаги в офисах на 2 млрд листов («спасли» 160 тыс. деревьев)».

Менеджер компании «Седьмой лепесток» Инна Тайкина представила кейсы по внедрению в офисы доступных «зеленых» решений. Рассказала как выбрать экономные системы освещения и водосбережения, снизить энергопотребление офисной техники, экономить бумагу и организовать «зеленые» закупки при выборе продовольственных товаров, строительных материалов, бытовой химии, а также о возможных направлениях участия томского бизнеса в региональном проекте «Эколига».

✅«Современные «зеленые» офисы создают особый микроклимат. Сегодня в них можно внедрить целые экосистемы финансово доступных экологических решений, при которых будет комфортно работать: одному сотруднику не будет холодно, а другому – жарко, снизится уровень шумового загрязнения, а вместе с этим повысится визуальный комфорт, эргономика, будут экономно использоваться системы водо- и электроснабжения, предусмотрены зоны для отдыха, приема пищи или кофе-брейка, внедрены экологичные закупки и экопросвещение коллектива. Как это все организовать в деталях, мы можем показать вам индивидуально в соответствии с запросом вашего бизнеса», – отметила Инна Тайкина.

Директор Департамента регионального развития, советник Председателя Российского экологического общества Наталия Ушакова рассказала о плюсах добровольной экологической сертификации «зеленых» офисов. Сегодня в России наличие «зеленого сертификата» не влияет на ставки аренды, но становится дополнительным конкурентным преимуществом.

✅«Сертификация помогает потребителям выбрать помещение, которое соответствует стандартам «зеленого» офиса и оказывают наименьшее воздействие на окружающую среду. По итогам сертификации заказчик получает готовую экологическую политику для своей компании в соответствии с целями устойчивого развития, а также «гринбук» с рекомендациями, внедрение и эффективность которых моожно будет оценить в дальнейшем при проведении инспекционного контроля. В целом же, добровольная сертификация – это практический инструмент по реализации целей устойчивого развития и приведения объекта к зеленым стандартам в эксплуатации и строительстве. Сертификат является декларацией повышенной экологической ответственности и позволяет стать инструментом по оптимизации расходов. Выбор, в какой системе добровольно сертифицироваться, остается за заказчиком», – отметила Наталия Ушакова.

Готовую стратегию по трансформации «зеленого» офиса участникам вебинара презентовала директор по устойчивому развитию консалтинговой компании «TSQ Consalting» Оксана Орлова – Горская, практикующий эколог с более чем 10-летним стажем работы на крупных производствах. Эксперт пояснила, изменить поведение команды, сформировав экологичные привычки, одними только уговорами и лекциями не получится. Этот сложный механизм – «многофакторная история», которая базируется на социальных нормах, личных чувствах сотрудника, его знаниях, достижениях, воле. Человеком, меняющим свое поведение в сторону экологичности, движут четыре мотива, главный из них – биосферные ценности (любовь к природе). Но есть еще три группы: альтруистические ценности («человека заботит человек»), эгоистические ценности (забота о себе, фокусировка на личных предпочтениях, выгодах) и гедонистические ценности (привязанность к комфорту и красоте).
Оксана Орлова – Горская детализировала эту концепцию на примере отношения потребителей к пальмовому маслу. Негативные эмоции у приверженцев экологичности в западных странах оно вызывало из-за вырубки зеленых рощ под пальмовые плантации (биосферные ценности). Вторая причина – использование рабского труда детей из африканских стран (альтруистические ценности). Эгоистические ценности в данном случае – личная установка о вреде пальмового масла, гедонистические еще очевиднее – «печенье с пальмовым маслом – не такое прекрасное, как без него». В практике «зеленого» офиса эксперт советовала работать также на все эти четыре мотива: «зеленый» офис – это польза природе, людям, здоровью, а также эстетически приятно и красиво.

✅«Важно не просто развесить памятки и провести субботник, а спланировать коммуникационный проект целиком, например, на год. Определить точку входа, поговорить с людьми, узнать, как они относятся к практикам «зеленого» офиса. На следующем этапе – определить измеримый результат – к чему мы идем, чего хотим добиться? Чтобы все 100% бумаги отправляли на переработку, или чтобы снизилась доля отходов, отправляемых на полигон, или чтобы все вовремя выключали свет? Очень хорошо, если у вас будут цифровые показатели, которые вы сможете отслеживать. Потому что если у вас будут только слова «я хочу, чтобы люди вовлеклись в «зеленый» офис», то это не очень понятные цели. Нужно также четко разделять, что люди должны знать, что – уметь, а что – понимать. Потому что просто рассказать, как должно быть, – мало, нужно еще научить и поработать с их внутренними установками. Используйте для закрепления результата «петлю привычки» – неправильные действия сотрудников не должны быть оставлены без внимания («у нас так не принято!»), а правильные – должны поощряться. Действовать экологично должно быть проще, чем неэкологично. Например, если на принтерах нет черновиков или человек не знает, какой стороной нужно загрузить бумагу для печати в устройство – ему будет сложнее это делать, и он будет тратить бумагу бесконтрольно. Упрощайте людям жизнь».

Уверены, что вам будет интересно ознакомиться с презентациями экспертов, которые мы прикрепляем ниже. Желаем вам успеха в реализации креативных экологических инициатив и проектов!

Prezentatsia_luneva

Prezentatsia_Sber

Vebinar_Orlova-Gorskaya

7_Lepestok