Зелёному офису – зелёный свет. “Вестник Совета муниципальных образований Томской области”

Сегодня активно реализуется переход глобального мира на устойчивый инновационный путь развития. Основой этого процесса является формирование «зеленой» экономики, которая предполагает ответственное отношение человека к планете и поиск разумного компромисса между ростом благосостояния и сохранением природных богатств. Новая модель сводит воедино вопросы экономического, социального и экологического развития. В последние годы из исключительно теоретической идеи «зеленая» экономика превращается в программу действий и практических решений. Одно из них – концепция «зеленый офис».

ЧТО ТАКОЕ «ЗЕЛЕНЫЙ» ОФИС?

Концепция «зеленого» офиса — это подход к управлению организацией, который позволяет уменьшить негативное влияние от ее деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Под этим довольно емким понятием, как правило, подразумевают комплексный подход, включающий в себя множество технических и мотивационно-образовательных мероприятий. Однако сама идея «зеленого» офиса базируется на трех основных принципах, первый из которых – это ответственное потребление, предполагающее использование товаров и услуг, которые минимально воздействуют на природу, но при этом способствуют комфорту и удобству сотрудников. Ведь в офисе работник проводит не менее трети суток. Второй – касается экономии ресурсов. И третий принцип предполагает разумное обращение с отходами, в том числе сокращение их количества, раздельный сбор мусора и безопасная его утилизация.
В России интерес к программе создания экоофиса проявляют многие организации. Согласно статистическим данным консалтингового экобюро GREENS, 20% компаний внедряет «зеленый» офис в целях сокращения расходов на коммунальные платежи, около 50% таким образом стремятся повысить лояльность сотрудников и укрепить «зеленый» имидж компании.
К слову, при организации «зеленого» офиса важно, чтобы в процесс были вовлечены все сотрудники. Для каждого необходима адаптация экологических инициатив – то, что заденет за живое – и постоянное информирование, чтобы все начинания успешно прижились.

Основные составляющие «зеленого офиса»:

  • Энергоэффективность и водосбережение;
  • Комфортная среда для сотрудников (рекреационные, кухонные зоны, рабочие зоны разного формата, визуальный комфорт, эргономика);
  • Микроклимат в помещениях: освещение, температура, акустический комфорт;
  • Ответственные закупки (приобретение качественных экологических товаров);
  • Обращение с отходами (сокращение, повторное использование, переработка, для которой организован раздельный сбор отходов);
  • Экологическое просвещение сотрудников.

Находясь в самом начале пути, необязательно браться за все направления сразу. Можно сделать первый шаг, выбрав наиболее приоритетные инициативы. Вот несколько наиболее удачных для старта:

  • правильная утилизация опасных отходов (лампочки, батарейки);
  • сдача бумаги и картона на переработку;
  • проведение «зеленых» мероприятий с коллективом (например, сбор крышечек для проекта томского движения «Зеленый луч», спортивный сбор мусора);
  •  поддержка эко-акций (например, День Земли).

Знаниями о том, как выбрать экономные системы освещения и водосбережения, снизить энергопотребление офисной техники, экономить бумагу и организовать «зеленые» закупки при выборе товаров, с удовольствием делятся сотрудники томской компании «Седьмой лепесток» в своем сообществе в VK и на канале в Telegram. Компания также организовала проект «Эколига» для обмена опытом с организациями.

ПЕРВЫЙ В РОССИИ
В 2021 году Сбербанк первым в России централизованно принял для себя ESGповестку, предполагающую интеграцию социальной, экологической и управленческой ответственности во все сферы деятельности. В приоритетном порядке Сбер поддерживает проекты и производства, которые занимаются снижением экологической нагрузки на окружающую среду, например, уменьшают выбросы в атмосферу, переходят с угольного на газовое отопление.
Если говорить в целом о банке, то примерно 30% отходов отправляется на переработку (среди них 9 млн. шт. пластиковых банковских карт весом 45 тонн); порядка 1500 офисов ведут раздельный сбор пластика, а с 2019 года сотрудники сократили потребление бумаги в офисах на 2 млрд. листов («спасли» 160 тыс. деревьев)».

 Юлия Владимировна Лунева, директор томского ОГБУ «Облкомприрода»: Экологическая эффективность современных офисов сегодня оценивается с позиций сокращения потребления ресурсов и формирования комфортной среды для сотрудников. От обычного «зеленый» офис отличает политика ресурсосбережения и обращения с отходами, использование экологичных материалов и мебели, внедрение ответственных закупок, визуальный комфорт и автоматизация.

КАК СОБРАТЬ «ЗЕЛЕНУЮ» КОМАНДУ?

Чтобы начать делать что-то полезное, достаточно  и одного инициативного человека. Но больше шансов на долгосрочный успех у команды из нескольких единомышленников. Готовую стратегию по трансформации мышления сотрудников предлагает директор по устойчивому развитию консалтинговой компании «TSQ Consalting» Оксана Олеговна Орлова-Горская, практикующий эколог с более чем 10-летним стажем работы на крупных производствах.

Эксперт поясняет, изменить поведение команды, сформировав экологичные привычки, одними только уговорами и лекциями не получится. Этот сложный механизм – «многофакторная история», которая базируется на социальных нормах, личных чувствах сотрудника, его знаниях, достижениях, воле: — Самый частый запрос от руководителей касается организации коллектива на субботник. Мой ответ зависит от того, как именно спрашивают, – подчеркивает Оксана Олеговна. – Если фигурирует слово «заставить», то и советую незамысловатое: просто выдайте им грабли и пусть распишутся в журнале инструктажа (чтобы знали, что их отмечают). А после угостите пирожками.

Однако есть предприятия, которые действительно ищут способы мотивации своих сотрудников к участию в эко-инициативах. Так происходит в компаниях, в которых сотрудники признаны в качестве ключевых участников производственного процесса. Человеком, меняющим свое поведение в сторону экологичности, движут четыре мотива, главный из них – биосферные ценности (любовь к природе). Но есть еще три группы: альтруистические ценности («человека заботит человек»), эгоистические ценности (забота о себе) и гедонистические ценности (привязанность к комфорту и красоте). В практике «зеленого» офиса эксперт советует работать на все 4 мотива. Это польза природе, людям, здоровью, а также эстетически приятно и красиво. Все это укладывается в довольно простой алгоритм:

  1. Спланировать эко-проект целиком, а не просто развесить памятки и провести субботник.
  2. Оценить первоначальную ситуацию: узнав, как сотрудники относятся к практикам «зеленого» офиса, определить «точку входа»
  3. Задать измеримый результат проекта, а лучше каждого мероприятия (например, 100% бумаги отправляется на переработку или на 50 % снизился расход воды)
  4. Определить возможности и ограничения проекта
  5. Четко разделять, что люди должны знать, что – уметь, а что – понимать (одних рассказов о «зеленых» практиках – недостаточно: нужно еще научить  и поработать с внутренними установками и нормами поведения человека)
  6. Всегда следовать правилу «действовать экологично должно быть проще, чем неэкологично» (например, если на принтерах нет черновиков, или человек не знает, какой стороной нужно загрузить бумагу для печати  – ему будет сложнее это делать, и он будет тратить бумагу бесконтрольно)
  7. И непременно отмечайте маленькие победы!

А ЧТО У НАС?

Оценить ваши достижения и закрепить результат поможет конкурс «Зеленый офис», который проводится в Томской области при поддержке Областного комитета по охране окружающей среды и природопользованию («Облкомприрода») с 2019 года.

Ежегодно его участниками становятся промышленные и добывающие предприятия, банки, учреждения образования и другие экологически ответственные организации, которые представляют опыт рационального использования электроэнергии, тепла, бумаги, воды, отходов и отслужившей офисной техники.

Подробная информация о конкурсе размещена на сайте ОГБУ.

Поначалу позволить себе широко внедрить «зеленые» решения и конкурировать могли только крупные предприятия. С этого года конкурс адаптировали под малый и средний бизнес, а также бюджетные учреждения.

Состязания проводятся по четырем номинациям. В традиционной из них – «Знакомьтесь, наш «Зеленый офис» – участникам необходимо представить видеоролик-визитку с презентацией экологической стратегии компании.

Соревнующихся за звание «Самый зеленый офис» разделили на две номинации: для крупного бизнеса и для организаций любой формы собственности, в том числе арендующих офисные и производственные помещения. Это позволит конкурировать участникам даже с небольшими бюджетами.

Еще одно новшество 2022 года – номинация «Лучшая программа экологической мотивации сотрудников». Ряд организаций повышает интерес работников к сбережению ресурсов через корпоративные мероприятия и акции, тем самым формируя полезные экопривычки и вовлекая в решение экологических проблем региона. В некоторых коллективах создают обучающие экологические программы и даже аттестуют свой персонал, дают дополнительные дни к отпуску или другие бонусы за сдачу вторсырья и участие в субботниках.

ПОБЕДИТЕЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ:
ООО «Томскнефтехим»,
ООО «НИОСТ»,
Томский аграрный колледж,
ООО «РУБИУС ГРУПП»,
АО «ТОМЗЭЛ»,
Томское отделение № 8616 ПАО Сбербанк,
Инженерно-технический центр ООО «Газпром трансгаз Томск»

Презентация конкурса “Зеленый офис-2022”

Источник: Вестник Совета муниципальных образований Томской области № 3, июль-сентябрь 2022 г
http://smo-tomsk.ru/files/Izdaniya/2022/Vestnik_3.pdf

 

Вестник Совета муниципальных образований Томской области №3 2022