Сегодня активно реализуется переход глобального мира на устойчивый инновационный путь развития. Основой этого процесса является формирование «зеленой» экономики, которая предполагает ответственное отношение человека к планете и поиск разумного компромисса между ростом благосостояния и сохранением природных богатств. Новая модель сводит воедино вопросы экономического, социального и экологического развития. В последние годы из исключительно теоретической идеи «зеленая» экономика превращается в программу действий и практических решений. Одно из них – концепция «зеленый офис».
ЧТО ТАКОЕ «ЗЕЛЕНЫЙ» ОФИС?
Концепция «зеленого» офиса — это подход к управлению организацией, который позволяет уменьшить негативное влияние от ее деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Под этим довольно емким понятием, как правило, подразумевают комплексный подход, включающий в себя множество технических и мотивационно-образовательных мероприятий. Однако сама идея «зеленого» офиса базируется на трех основных принципах, первый из которых – это ответственное потребление, предполагающее использование товаров и услуг, которые минимально воздействуют на природу, но при этом способствуют комфорту и удобству сотрудников. Ведь в офисе работник проводит не менее трети суток. Второй – касается экономии ресурсов. И третий принцип предполагает разумное обращение с отходами, в том числе сокращение их количества, раздельный сбор мусора и безопасная его утилизация.
В России интерес к программе создания экоофиса проявляют многие организации. Согласно статистическим данным консалтингового экобюро GREENS, 20% компаний внедряет «зеленый» офис в целях сокращения расходов на коммунальные платежи, около 50% таким образом стремятся повысить лояльность сотрудников и укрепить «зеленый» имидж компании.
К слову, при организации «зеленого» офиса важно, чтобы в процесс были вовлечены все сотрудники. Для каждого необходима адаптация экологических инициатив – то, что заденет за живое – и постоянное информирование, чтобы все начинания успешно прижились.
Основные составляющие «зеленого офиса»:
- Энергоэффективность и водосбережение;
- Комфортная среда для сотрудников (рекреационные, кухонные зоны, рабочие зоны разного формата, визуальный комфорт, эргономика);
- Микроклимат в помещениях: освещение, температура, акустический комфорт;
- Ответственные закупки (приобретение качественных экологических товаров);
- Обращение с отходами (сокращение, повторное использование, переработка, для которой организован раздельный сбор отходов);
- Экологическое просвещение сотрудников.
Находясь в самом начале пути, необязательно браться за все направления сразу. Можно сделать первый шаг, выбрав наиболее приоритетные инициативы. Вот несколько наиболее удачных для старта:
- правильная утилизация опасных отходов (лампочки, батарейки);
- сдача бумаги и картона на переработку;
- проведение «зеленых» мероприятий с коллективом (например, сбор крышечек для проекта томского движения «Зеленый луч», спортивный сбор мусора);
- поддержка эко-акций (например, День Земли).
Знаниями о том, как выбрать экономные системы освещения и водосбережения, снизить энергопотребление офисной техники, экономить бумагу и организовать «зеленые» закупки при выборе товаров, с удовольствием делятся сотрудники томской компании «Седьмой лепесток» в своем сообществе в VK и на канале в Telegram. Компания также организовала проект «Эколига» для обмена опытом с организациями.
ПЕРВЫЙ В РОССИИ
В 2021 году Сбербанк первым в России централизованно принял для себя ESGповестку, предполагающую интеграцию социальной, экологической и управленческой ответственности во все сферы деятельности. В приоритетном порядке Сбер поддерживает проекты и производства, которые занимаются снижением экологической нагрузки на окружающую среду, например, уменьшают выбросы в атмосферу, переходят с угольного на газовое отопление.
Если говорить в целом о банке, то примерно 30% отходов отправляется на переработку (среди них 9 млн. шт. пластиковых банковских карт весом 45 тонн); порядка 1500 офисов ведут раздельный сбор пластика, а с 2019 года сотрудники сократили потребление бумаги в офисах на 2 млрд. листов («спасли» 160 тыс. деревьев)».
Юлия Владимировна Лунева, директор томского ОГБУ «Облкомприрода»: Экологическая эффективность современных офисов сегодня оценивается с позиций сокращения потребления ресурсов и формирования комфортной среды для сотрудников. От обычного «зеленый» офис отличает политика ресурсосбережения и обращения с отходами, использование экологичных материалов и мебели, внедрение ответственных закупок, визуальный комфорт и автоматизация.
КАК СОБРАТЬ «ЗЕЛЕНУЮ» КОМАНДУ?
Чтобы начать делать что-то полезное, достаточно и одного инициативного человека. Но больше шансов на долгосрочный успех у команды из нескольких единомышленников. Готовую стратегию по трансформации мышления сотрудников предлагает директор по устойчивому развитию консалтинговой компании «TSQ Consalting» Оксана Олеговна Орлова-Горская, практикующий эколог с более чем 10-летним стажем работы на крупных производствах.
Эксперт поясняет, изменить поведение команды, сформировав экологичные привычки, одними только уговорами и лекциями не получится. Этот сложный механизм – «многофакторная история», которая базируется на социальных нормах, личных чувствах сотрудника, его знаниях, достижениях, воле: — Самый частый запрос от руководителей касается организации коллектива на субботник. Мой ответ зависит от того, как именно спрашивают, – подчеркивает Оксана Олеговна. – Если фигурирует слово «заставить», то и советую незамысловатое: просто выдайте им грабли и пусть распишутся в журнале инструктажа (чтобы знали, что их отмечают). А после угостите пирожками.
Однако есть предприятия, которые действительно ищут способы мотивации своих сотрудников к участию в эко-инициативах. Так происходит в компаниях, в которых сотрудники признаны в качестве ключевых участников производственного процесса. Человеком, меняющим свое поведение в сторону экологичности, движут четыре мотива, главный из них – биосферные ценности (любовь к природе). Но есть еще три группы: альтруистические ценности («человека заботит человек»), эгоистические ценности (забота о себе) и гедонистические ценности (привязанность к комфорту и красоте). В практике «зеленого» офиса эксперт советует работать на все 4 мотива. Это польза природе, людям, здоровью, а также эстетически приятно и красиво. Все это укладывается в довольно простой алгоритм:
- Спланировать эко-проект целиком, а не просто развесить памятки и провести субботник.
- Оценить первоначальную ситуацию: узнав, как сотрудники относятся к практикам «зеленого» офиса, определить «точку входа»
- Задать измеримый результат проекта, а лучше каждого мероприятия (например, 100% бумаги отправляется на переработку или на 50 % снизился расход воды)
- Определить возможности и ограничения проекта
- Четко разделять, что люди должны знать, что – уметь, а что – понимать (одних рассказов о «зеленых» практиках – недостаточно: нужно еще научить и поработать с внутренними установками и нормами поведения человека)
- Всегда следовать правилу «действовать экологично должно быть проще, чем неэкологично» (например, если на принтерах нет черновиков, или человек не знает, какой стороной нужно загрузить бумагу для печати – ему будет сложнее это делать, и он будет тратить бумагу бесконтрольно)
- И непременно отмечайте маленькие победы!
А ЧТО У НАС?
Оценить ваши достижения и закрепить результат поможет конкурс «Зеленый офис», который проводится в Томской области при поддержке Областного комитета по охране окружающей среды и природопользованию («Облкомприрода») с 2019 года.
Ежегодно его участниками становятся промышленные и добывающие предприятия, банки, учреждения образования и другие экологически ответственные организации, которые представляют опыт рационального использования электроэнергии, тепла, бумаги, воды, отходов и отслужившей офисной техники.
Подробная информация о конкурсе размещена на сайте ОГБУ.
Поначалу позволить себе широко внедрить «зеленые» решения и конкурировать могли только крупные предприятия. С этого года конкурс адаптировали под малый и средний бизнес, а также бюджетные учреждения.
Состязания проводятся по четырем номинациям. В традиционной из них – «Знакомьтесь, наш «Зеленый офис» – участникам необходимо представить видеоролик-визитку с презентацией экологической стратегии компании.
Соревнующихся за звание «Самый зеленый офис» разделили на две номинации: для крупного бизнеса и для организаций любой формы собственности, в том числе арендующих офисные и производственные помещения. Это позволит конкурировать участникам даже с небольшими бюджетами.
Еще одно новшество 2022 года – номинация «Лучшая программа экологической мотивации сотрудников». Ряд организаций повышает интерес работников к сбережению ресурсов через корпоративные мероприятия и акции, тем самым формируя полезные экопривычки и вовлекая в решение экологических проблем региона. В некоторых коллективах создают обучающие экологические программы и даже аттестуют свой персонал, дают дополнительные дни к отпуску или другие бонусы за сдачу вторсырья и участие в субботниках.
ПОБЕДИТЕЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ:
ООО «Томскнефтехим»,
ООО «НИОСТ»,
Томский аграрный колледж,
ООО «РУБИУС ГРУПП»,
АО «ТОМЗЭЛ»,
Томское отделение № 8616 ПАО Сбербанк,
Инженерно-технический центр ООО «Газпром трансгаз Томск»
Презентация конкурса “Зеленый офис-2022”
Источник: Вестник Совета муниципальных образований Томской области № 3, июль-сентябрь 2022 г
http://smo-tomsk.ru/files/Izdaniya/2022/Vestnik_3.pdf
Вестник Совета муниципальных образований Томской области №3 2022